Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Следует сказать о том, что данная тема все время будет актуальной, так как на данный момент времени при учете разнообразия форм государства раных стран вопросы изучения форм данных государств становятся довольно востребованными. При условиях активного политического взаимодействия государств важными являются вопросы отделения отличительных особенностей тех либо иных форм государства от других форм государств.
В это же время нужно сказать о том, что изучение форм разных государств нужно проводить при учете взглядов в теории государства и права на данный вопрос, на основании того, что в теории государства и права тоже можно наблюдать плюрализм в этом вопросе.
Помимо этого в работе будет проведен анализ не только типичных форм государств, но и рассматриваются специфические, смешанные формы, которые сформировались под воздействием разных причин.
В работе будеет проведено комплексное изучение нормативных правовых актов, трудов ученых в сфере конституционного права зарубежных государств, а помимо этого трудов ученых в сфере теории государства и права, в результате чего скложились представления о конституционных правовых особенностях президентской республики, ее характерных чертах, а также особенностях в различных государствах.
Актуальность работы состоит в том, что в современном мире функционирует много государств, которые активно взаимодействуют одно с другим.
Научная разработанность. На данный момент времени существует много научных работ различных современных правоведов, которыми исследуется тему конституционно-правовых особенностей республики как формы правления. Допустим, такие авторы как: Б.Т. Базылева, А.Б. Венгерова, Ю.Ю. Ветютнева, Н.М. Колосова, Д.А. Липинского, В. Лукьянова, Н. Борисова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко и ряд других.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые возникают во время функционирования республики в качестве формы правления.
Предметом курсовой работы является характеристика особенностей республики.
Цель работы изучение конституционно-правовых особенностей республики как формы правления.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие, а также сущность республиканской формы правления.
2. Проанализировать президентскую республику, в качестве формы правления.
Основные методы исследования в данной работе являются описательный (для общей характеристики форм правления), сравнительный (при описании особенностей каждой формы республиканской формы правления), структурно-аналитический (для изучения президентской республики).
Теоретической основой работы являются положения и выводы, разработанные юридической наукой, в первую очередь конституционным правом, учебные пособия, научные статьи и монографии.
Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие формы правления. Республиканская форма правления
Форма правления рассматривает организацию высших органов государственной власти, структуру, порядок образования, компетенцию.
Под формой правления понимается внешнее выражение содержания и сущности конкретного государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Характер формы правления государства зависит от организации высших органов государственной власти. Организация высших органов государственной власти зависит от определения правового положения главы конкретного государства.
И в зависимости от того, осуществляется ли власть главы государства одним лицом в связи с получением данной власти по наследству, или принадлежит высшему выборному органу, выделяют монархическую и республиканскую формы правления, то есть монархию и республику .
Высшие органы государственной власти в республике и в монархии отличаются по процедуре создания, составу и объему компетенции.
Монархия (от греческого «монос» - один, «архе» - власть) – это такая форма правления, когда высшая государственная власть с юридической точки зрения принадлежит одному лицу, которое занимает свою должность в установленном порядке наследования престола на всю жизнь.
В зависимости от объема прав монарха, то есть высшего должностного лица государства выделяют следующие виды монархии:
1.Абсолютная монархия (самодержавие).
При такой форме правления власть монарха не ограничена фактически ни чем. Также отличительной чертой является то, что отсутствуют какие-либо представительные учреждения, в связи с чем вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха (самодержца). В данном случае законодательная и исполнительная власти сосредоточены в руках главы государства, а также монарх контролирует осуществление правосудия .
Примерами абсолютной монархии могут служить следующие государства: Саудовская Аравия, Катар, Оман.
2. Конституционная монархия.
При такой форме правления власть монарха значительно ограничена представительным органом государственной власти. Современная конституционная монархия предполагает ограничение воли монарха конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Таким образом, в отличие от абсолютной монархии, в данном случае глава государства не стоит выше закона и других органов государственной власти .
Конституционная монархия подразделяется на два вида в зависимости от степени ограниченности власти монарха:
а) Дуалистическая монархия.
При такой форме правления существуют одновременно два политических органа - монарха и парламента, которые делят между собой государственные властные полномочия.
Дуализм, главным образом, характеризуется тем, что монарх не зависит от парламента в сфере исполнительной власти. При этом полномочия по назначению правительства принадлежат монарху. Правительство несет ответственность только перед монархом. Если же говорить об институте парламентской ответственности правительства, то такая ответственность в дуалистической монархии отсутствует.
Такая форма правления характерна для Иордании, Кувейта, Марокко.
б) Парламентарная монархия.
При данной форме правления власть монарха ограничена как в законодательной области, так и в области государственного управления и контроля над правительством.
При этом в отличие от предыдущего типа правительство формируется парламентским путем, а не формируется монархом. Также правительство несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом, но не перед монархом.
В отличие от дуалистической монархии здесь главное место в системе органов государственной власти занимает правительство. При этом важным является то, что правительство не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но также осуществляет контроль деятельности парламента, а также курирует всю деятельность парламента .
Такая форма правления характерна для Великобритании, Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландия и др.
Кроме того, нетипичной (смешанной) формой правления также является республиканская выборная монархия. Данная форма правления имеет главный признак республики — систематическая выборность главы государства. Вместе с тем необходимо отметить, что главой государства не может быть избран любой гражданин, а только один из нескольких монархов составных частей федерации .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баев В.Г., Назарова Т.Е. Форма республиканского правления в России // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2015. № 1 (55). С. 88-92.
2. Бурьянова Е.И. К вопросу о современной форме правления // В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции . под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 17-21.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., Омега-Л, 2014. – 586с.
4. Горохов Д.Ю. К вопросу о форме правления в современной России // Успехи в химии и химической технологии. 2014. Т. 28. № 7 (156). С. 116-118.
5. Зыонг Тхи Ха Особенности функционирования парламентской системы в современной социалистической республике Вьетнам // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 3. С. 75-78.
6. Ивлева Н.Ю. К вопросу о правовой форме существования государства // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 3 (44). С. 414-416
7. Кальяк А.М. Республиканская форма правления как основа конституционного строя России // В сборнике: Инновационное развитие юридической науки как фактор укрепления российской государственности материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. Научные редакторы: Н. В. Омелёхина, Е. А. Дорожинская. 2014. С. 207-214.
8. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров. - М.: Проспект, 2014. – 827с.
9. Мамараев Р.М. Парламентская система выборов главы республики Дагестан // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2014. № 12. С. 316-327.
10. Маркитантова Е.Ю., Морозова Ю.М. Проблемы понимания форм государственного правления // В сборнике: ХII Державинские чтения в Республике Мордовия материалы Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2016. С. 275-277.
11. Мироненко П.В. К вопросу о гибридных формах правления в современном мире // Вопросы управления. 2014. № 3 (5). С. 43-48.
12. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф МО, 2014. – 759с.
13. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф УМО, 2014. – 618с
14. Селютина Е.Н. Перспективные подходы к форме правления и территориального устройства в современных государствах // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 27-31.
15. Садохина Н.Е. Дуализм формы правления в современных государствах Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 12 (128). С. 440-445.
16. Цуканов С.С. Современные нетипичные формы правления государством // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 89-90.